Лучшее за 2018 от Count_Death: Разочарования + Бонус
Каждый год выходит большое количество музыки, из которой большую часть можно определить, как как минимум неудачной и не только с точки зрения мастеринга и сведения, но и с точки зрения композиторства и музыкальной составляющей. Однако данный список называется "разочарования", то есть по факту проект, о котором никто не знал, по умолчанию не может разочаровать, потому что никто от него не ожидает мегашедевра. Поэтому в антитоп года обычно попадают известные проекты, от которых слушатели ждут бомбы и качественной музыки в определённом смысле.
Понятно, что если проект меняет звучание, меняет стиль или манеру исполнения, то это воспринимается по-другому и зачастую неоднозначно, а временами и полностью негативно. В 2018 году были альбомы, которые сразу и моментально были расценены, как разочарования. Потом я долго думал, какие бы ещё добавить, чтобы дотянуть до десяти. И даже добавил. Но в итоге решил, что насильно добавленные альбомы по сути не являются разочарованием, а лишь отбывают номер в антитопе. Поэтому это будет не десять альбомов, а всего лишь пять. О 2018 году можно сказать смело, что год удался не только сильными альбомами, но и малым количеством слабых.
Охваченные стили: все стили тёмной сцены
05. Fischerspooner “Sir” (electroclash | USA, Ultra Records)
Американский дуэт Fischerspooner когда-то играли классный задорный провокативный электроклэш, который вызывал эмоции. После 9ти лет перерыва американцы ушли в более попсовую область звучания, сменив колющие звуки электроклэша на мелодику электропопа с уходом в индипоп. И если звуковая составляющая стала более грамотной и более профессиональной с более качественными аранжировками, реально классным сведением и не с такими кустарными звуками, то вот композиторские способности зажигать мыслительный процесс и танцполы пропали. Кто-то может назвать это развитием или взрослением. Мне Fischerspooner ранних лет и современности напоминает трансформацию панка Рики Вона в исполнении Чарли Шина из первой части фильма "Высшая Лига" в ухоженного мажора во второй. Только Рики снова почувствовал вкус панка, а что почувствуют Fischerspooner, сложно сказать.
Alien Sex Fiend для меня стали, видимо, одним из самых мощных разочарований года. После классного дэз-рока я ожидал продолжения банкета, а получил хаотичные постпанковые эксперименты раннего периода творчества. Музыкантам, конечно, лучше самим решать, что и как исполнять, но подобные обратные смены стиля иногда бросают в ступор. Обычно проекты, отходя от экспериментов раннего периода, когда находят свой стиль и своё звучание, не возвращаются к экспериментам. Видимо, Alien Sex Fiend - не тот случай.
03. Ólafur Arnalds “re:member” (neoclassics, ambient | Iceland, Mercury KX)
Исландский композитор и мультиинструменталист анонсировал альбом, где принимали участие многие музыканты, плюс Лондонский Симфонический Оркестр и даже какой-то музыкант из электронной-сцены, добавив электроники. На бумаге звучало всё интересно и многообещающе, однако на деле всё оказалось довольно скучно и пресно. У Арналдса всегда были хорошие эмоциональные композиции с личными переживаниями, а на этом альбоме всё развилось в обычное музицирование ради музицирования, а не для воплощения каких-то впечатлений. Я могу, конечно, ошибаться, но, не зная закулисных деталей, звучит именно так. Глобализация пошла в минус творчество. Надеюсь, что исландец снова заиграет музыку, а не будет пытаться покорять вершины многочисленности состава.
02. Eva O “The Rise of Eva O” (deathrock, darkwave | USA, Cleopatra Records)
Бывшая вокалистка Christian Death и бывшая жена Розза Уильямса вернулась на сцену готики с новым альбомом, который стал вторым в её дискографии, после 20-ти лет тишины. И, честно говоря, лучше бы она не возвращалась. Предыдущая её работа звучала атмосферно, классно и слушалась легко. На новом альбом всё высосано из пальца, звучит скучно, прямолинейно и излишне пафосно. А клип с престарелой Евой, играющей в готику, смотреть вообще тяжело. Я не любитель применять стереотипы касательно того, что группа выросла из этой музыки, но в данном случае вердикт именно такой. Пора Еве остановиться.
01. Oceán “Femme Fatale” (synth-rock, electropop | Czech Republic, Warner Music Czech Republic)
Новый альбом чешских синтипоп-грандов лично мною был очень ожидаем. После возвращения к творчеству с новой вокалисткой, долгожданного альбома после смерти фронтмэна и отличного выступления на разогреве у Covenant эти чехи входили в мой личный список самых интересных синт-проектов. Ожидания, конечно, были высокими, но настолько шокирующего результата я не ожидал, как, видимо, никто. После того, как в проекте появилась Йитка Харватова, многие старые любители Oceán сказали, что проект для них остаётся мёртвым. Я не был настолько категоричен, что подтвердил и альбом "Ve Smiru". Но по всей видимости те самые любители были правы.
Новая работа вышла в совершенно несвойственном Oceán стиле синт-рока с элементами электропопа и поп-рока. Я думаю, можно было ограничиться и этим одним предложением при описании альбома. Предположу, что для первого после возрождения альбома у старых участников ещё были какие-то наработки со времён Петра Мука, а “Femme Fatale” уже был создан при полном участии Йитки Харватовой. И это даже видно по названию. Поэтому получился по сути альбом Йитки Харватовой, которая в своём сольном творчестве именно такое и исполняет. Пардон, конечно, но это не Oceán. Занавес.
Другие претенденты: Robert Görl, Grausame Töchter, Persephone, Cold Drive, Individual Totem, Sirus, Rome
Ну, или большой. Я слушаю не только тёмную сцену, если кто-то ещё в этом сомневался. На протяжении 2018 года я знакомился с релизами разных стилей музыки, начиная с поп-сцены и заканчивая дэз-металом (грайндкор, если что, не особо люблю и после двух релизов решил туда больше не лезть). Поэтому решил сделать небольшой обзор интересных релиз из тех, что слышал. Тут далеко не все, которые я слушал, и совсеееем не все, которые выходили. Выбрал я наиболее интересные и достойные внимания чисто по субъективным причинам, не претендуя на какое-то мнение, на которое стоит равняться. В этом списке будет 15 альбомов и 5 неальбомных релизов. Почему я слушал именно эти релизы, а не какие-то другие?
Нет каких-то чётких критериев. Какие-то группы знал до того, как увлёкся тёмной сценой, какие-то приглянулись по названию проекта или альбома, где-то привлёк язык исполнения или страна, у кого-то показалась интересной обложка, кто-то красиво описал свою музыку в пресс-релизе, а что-то и посоветовали знакомые, причём некоторые из них и сами этого не знают. Ну, и плюс некоторые поверхностные, конечно, выводы о состоянии отдельных субкультур и пластов музыки были сделаны по прослушанным релизам, которые как сюда вошли, так и остались за кадром. Это не топ, а просто список интересных релизов, поэтому никаких мест и позиций тут быть не может. Просто в алфавитном порядке.
Дарья Фишер - скрипачка и вокалистка, которая в середине десятых часто раскладывала свою аппаратуру и играла на улицах Москвы (видео есть на Youtube, если кому интересно). Тогда разные издания и музыкальные критики называли её "новым веянием российской сцены техно" и "восходящей звездой". Никаких альбомов до 2018 я не нашёл, поэтому допускаю, что "Chocolate Box" является дебютной работой Дарьи. Некоторые композиции в виде синглов и видео выходили и до этого. В её музыке очень гармонично и атмосферно сплелись разные стили воздушной электроники, атмосферный вокал на английском языке, лёгкая ритмичность тягучего небанального техно и периодически добавляющих классического шарма и объёма опусов на скрипке. Очень сильный дебют (если это всё же дебют) с очень мощным и интересным материалом, в котором чувствуется целостность, идея, мастерство и преданность музыке. Этот альбом по сути принёс Дарье популярность, потому что выступать на улице она стала реже, а всё чаще представляет своё творчество на различных показах мод. А в 2019 году вышел её новый альбом уже на европейском лейбле. Не знаю, что меня ждёт на новой работе, но “Chocolate Box” поселился в моём плеере надолго.
Dark Serenity “Memento Mori” (rock | USA, Self-Released)
Группа Dark Serenity появилась в конце десятых годов в американском штате Мичиган и состоит из трёх участников. "Memento Mori" является их дебютной работой. Когда-то давно я слушал рок-музыку, но больше тяготел к сложным творениям ранних Uriah Heep, хотя и классический рок 70х а-ля Дженис Джоплин и Led Zeppelin привлекали звучанием и атмосферой. Сейчас рок-музыка стала намного более коммерческой, а различные прогрессив-банды вышли на первый план, заслонив классический саунд. Dark Serenity играют как раз тот самый классический рок 70х, причём не только по атмосфере, но и по аранжировкам и общему звучанию. Уж не знаю, получился у них такой звук намеренно (думаю, что как минимум отчасти такая мысль была точно) или из-за нехватки финансирования, но вышло просто отлично. А женский вокал, который мне всегда нравился больше, чем мужской, добавил плюс в карму проекта. Я бы не сказал, что американцы выдали шедевр на все времена, потому что до них это уже давно сделали другие, но получился дебют у трио прекрасным и даже с запоминающимися композициями.
Если говорить в целом о рок-музыке (именно рок-музыке, а не альтернативе, метале или инди), то,как я уже написал выше, существует засилье сцены прогрессив-роком. Классно и профессионально играть сейчас умеют многие, однако сочинять хиты, которых не сочинили до них, получается далеко не у всех. Поэтому многие пытаются привлечь слушателей виртуозностью игры (бесчисленные прог-рок группы с вариациями), супер-составом (старые рокеры разных групп собираются в один проект) или какой-то концептуальной тематикой (рок-оперы и тому подобное). Реально интересные альбомы нужно искать, слушая тонны музыки. Один я нашёл.
Disturbed “Evolution” (alternative metal, nu-metal | USA, Reprise Records)
Американский альтернативный проект Disturbed в особом представлении не нуждается. Их дебютный альбом 2000 года стал хитом на сцене альтернативы, а клипы из него были постоянными гостями в ротации MTV. Потом творчество проекта пошло в каком-то смысле по нисходящей. Американцы почувствовали, что интересно публике, и начали работать именно в этом направлении, поэтому все следующие альбомы звучали одинаково, как одна длинная песня. Нудная или нет, каждый решит для себя, но ярких запоминающихся композиций было всё меньше и меньше с каждым альбомом, хоть звучание и оставалось узнаваемым. Новая работа вышла после трёхлетнего перерыва и уже не вызывала былого интереса, как после даже второго альбома.
Но, услышав клип на одну из композиций, стало интересно, потому что проект добавил более обособленную электронную соcтавляющую, сохранив свой классический звук. По сути такая композиция на альбоме была только одна, но в целом альбом произвёл хорошее впечатление. Материал стал более задумчивым и лиричным, стало больше медленных тягучих композиций, которые как будто должны были войти в предыдущие альбомы в качестве дежурного медляка, но почему-то не вошли. Если в двух словах описать альбом, то слушается легко, не напрягает, есть хитовые композиции, выдержан свой стиль, альбом не похож на предыдущие 3-4, есть 2-3 композиции, грамотно разбавленные электронными вставками. В целом хороший альбом.
Drop Your Weapon “Drop Your Weapon” (breakbeat | Canada, FiXT)
Drop Your Weapon это проект Себастиана Комора, известного по работе в Icon of Coil, Zombie Girl, Komor Komando и других проектах тёмной сцены и в основном пост-индустриальной её части. Комор уже давно заигрывал с различными стилям мэйнстримовой электроники, включая и брейкбит, поэтому подобный проект должен был рано или поздно появиться. Это случилось в 2018 году. В теории, конечно, можно было включит Drop Your Weapon в топ пост-индустриальной сцены, что называется, "за былые заслуги", но этот альбом выполнен в стиле брейкбита, поэтому и будет рассматриваться в качестве электронной сцены. У Себастиана вышел отличный косплей The Prodigy. Объёмное ритмичное звучание, под которое можно как поплясать на танцполе, так и заняться уборкой квартиры. Короткие трэки по 2-3 минуты можно считать минусом (мало!), но подобная подход не даёт материалу надоесть, а альбом хочется переслушивать. Композиторские способности и талант создавать интересный качественный звук были у Комора всегда, и здесь он его применил в полной мере. Как-то раз любитель транса, услышав Combichrist образца 2005 года, сказал, что у них мог бы получиться отличный узнаваемый транс. Альбом Drop Your Weapon , хоть и выполнен не в стиле транс, но отчасти подтверждает эту теорию.
Многие считают, что стиль брейкбит мёртв. Это не совсем правда. Конечно, по сравнению с девяностыми и даже с началом нулевых сейчас не так много проектов в этом стиле, но релизы появляются и звучат вполне неплохо. Многие из них остаются за кадром из-за того, что там брейкбит используется в связке с другими стилями музыки, начиная техно и заканчивая металом. Но и "старый добрый" тоже появляется. Drop Your Weapon является тому подтверждением.
Emma Ruth Rundle “On Dark Horses” (indierock, post-rock | USA, Sargent House)
Эмма Рут Рандл родилась в Лос Анджелесе и начала свою музыкальную деятельность в своей группе The Nocturnes во второй половине нулевых. Уже тогда у неё сформировался интересный саунд из различных стилей музыки. В качестве влияния Эмма называет британскую певицу и композитора Кейт Буш и американского режиссёра и композитора Дэвида Линча. В её сольном творчестве очень хорошо слышны влияния именно этих двух деятелей искусства. "On Dark Horses" уже является четвёртой сольной работой американки. Популярность на сцене инди к ней пришла ещё до этого альбома, а на этом она просто продолжила делать то, что нравится. Музыка Эммы Рут Рандл состоит из гремучей смеси индирока, пост-пока, эмбиента и того, что можно описать, как "пост-кантри". Американка экспериментирует с гитарным звучанием, создавая образы из фильмов Линча, и поёт. Очень атмосферная хорошая работа, которая будет интересна в первую очередь тем, кто интересуется музыкальной частью творчества Дэвида Линча и его подопечных проектов. И если Линч делает упор на эмбиент, продюсируемые им проекты больше тяготеют к электронному звучанию, то Рут Рандл звучит более роково.
Тандем из украинского электронного композитора, писателя и музыкального деятеля Григория Семенчука из Львова и немецкой писательницы и поэтессы Ульрики Альмут Зандиг из Берлина уже был замечен за совместной работой не раз и не два. Григорий и Ульрика выступали вместе в Украине и в Германии на различных мероприятиях, в числе которых были и литературные вечера. Я не нашёл каких-то других записей дуэта до альбома "Landschaft", поэтому предполагаю, что это дебютная официально изданная их работа. Материал на альбоме состоит из текстов Григория и Ульрики, наложенных на электронную музыку в разных стилях. Здесь можно найти и атмосферные композиции трип-хопа и эмбиента, элементы экспериментального IDM, авангардный хип-хоп с декламированием, индипоп-элементы и даже эстетику синт-панка. Spoken words, как это иногда называют, исполняется на переплетающихся и сменяющих один другого украинском и немецком языках, хоть и преобладает всё же немецкий. На некоторых композициях звучит скрипка. Очень интересная и необычная работа украино-немецкого дуэта, достойная как минимум внимания не только любителей электронной музыки, но и всех слушателей вообще.
Lea Sirk “2018” (pop | Slovenia, Sazas)
Леа Сирк начала заниматься музыкой в 5 лет, а позже пошла учиться в Музыкальную Академию Женевы, где зарекомендовала себя, как самая многообещающая молодая исполнительница. После возвращение с европейских "каникул" Леа три раза пыталась попасть на Евровидение, но до 2018 года у неё не получалось. Четвёртый раз получился удачным, и она даже прошла полуфинал, однако в финале выступила не особо успешно. И всё же это выступление дало толчок её международному признанию, даже не смотря на то, что новый альбом, который является уже её вторым полноформатником, исполнен на словенском языке (кроме трёх песен на английском). Поп-музыка бывает разной. Зачастую популярными становятся те, кто заплатит за рекламу, даже если в музыкальном плане они ничего собой не представляют. Леа Сирк не из их числа. Её голос и композиторские способности открыли ей двери в мир поп-сцены, хотя и появились и продюсеры, конечно. Если немного зайти за понятие "поп", то творчество Сирк состоит из трэпа, хип-хопа, элементов вокального джаза и классической современной поп-музыки. "2018" получился вполне неплохим разнообразным альбомом небанальной поп-музыки, а хит "Hvala Ne" из Евровидения можно напевать, даже не зная слов.
My Indigo “My Indigo” (indiepop | The Netherlands, BMG)
My Indigo - это личные переживания и музыкальные идеи нидерландской певицы и вокалистки симфо-метал группы Within Temptation Шарон Ден Адель. Сольный проект музыкально и стилистически отличается от основного творчества Шарон в рамках Within Temptation. В проекте певица доносит до слушателей личные переживания, бросает вызов своим трудностям и справляется с ними. "Музыка My Indigo не похожа на Within Temptation, но она и не планировалась такой быть. Я впервые сочинила полностью весь материал сама", говорит Шарон о музыке проекта. "Я брала перерыв в музицировании, а когда вернулась к сочинению музыки, то материал получился совершенно не похожим на Within Temptation, одна сочинённая песня сразу же следовала за другой, и так получился целый альбом." Получился очень интересный материал, эмоциональный, мелодичный. А вокал Шарон мне нравился всегда с одной ремаркой. Одна моя знакомая, говоря о вокале Шарон, сказала, что её вокал очень классный до момента, когда она "переходит на ультразвук". Так вот на альбоме My Indigo "ультразвука" нет. Сильная работа. С нетерпением буду ждать продолжения.
The Glitch Mob “See Without Eyes” (EDM | USA, Glass Air Records)
EDM по сути не является стилем музыки, а есть собирательным термином для многих стилей, причём появившимся не так давно. Но и музыка американского проекта The Glitch Mob тоже не ограничивается лишь одним стилем. Проект образовался в 2006 году, однако плодотворностью, как и конвейерностью, не страдает. На счету трио только три полноформатных альбома, включая прошлогодний. Их музыку можно услышать в некоторых фильмах и сериалах. Проекту отказывали в издании материала известные лейблы из-за "стилистической каши" и "насыщенного звучания", однако музыканты не собирались становиться коммерческими и продолжали делать то, что им нравится, и так, как им нравится. Для издания своего материала проект основал собственный лейбл.
Лейблы конца нулевых, видимо, не предполагали, что в конце десятых подобный многослойный саунд станет популярным и востребованным на электронной сцене и при этом не станет прям мегапопсой. Новый альбом американцев показал, что сочетание электро, техно, IDM, хип-хопа и трэпа, брейбита, глитча и даже роковых намёков может быть классным и привлекать публику. The Glitch Mob красиво, профессионально, грамотно и драйвово орудуют электронными звуками, создавая классные композиции. На альбоме приняли участие коллеги американцев по электронной и не только сцене, что придало ещё больше разнообразия материалу, разбавив инструментальные композиции вокалом. Очень хороший плотный альбом. Некоторым “штамповщикам”, может, стоит придержать лошадей и издавать один реально классный альбом раз в 3-4 года, a не выпускать проходняк каждый год с 1-2 интересными композициями.
The Hardkiss “Залiзна Ластiвка” (alternative rock, pop-rock | Ukraine, Self-Released)
Украинский проект The Hardkiss появился на карте шоу-бизнеса в 2011 году и практически сразу получил не только украинское признание, но и высокие оценки европейских изданий и критиков. На данный момент на счету проекта три полноформатных альбома. "Залiзна Ластiвка" вышел в 2018 году своими силами, после чего последовала масса выступлений как в рамках сольного тура (классики и акустики), так и на различных церемониях, мероприятиях и телеэфирах. The Hardkiss играет очень качественный поп-рок с элементами альтернативной музыки. Прекрасный узнаваемый вокал Юлии Саниной и украиноязычная лирика являются главной визитной карточкой проекта, хотя некоторые композиции всё же исполнены на английском. Третий альбом можно назвать не только самым успешным в дискографии группы, но и самым лучшим. The Hardkiss достигли идеального сочетания гитарного звучания, электронной составляющей и эмоциональной окраски. Поп-рок высшего качества. В основном альбом состоит из лиричных композиций, но есть и более ритмичные песни. Альбом "Залiзна Ластiвка" можно смело назвать одним из лучших на украинской сцене в любом стиле в 2018 году.
Если говорить об альтернативной сцене в целом, то тут мало что изменилось за последние лет 15. Появляется много качественных альбомов как от молодых перспективных проектов, так и от старых проверенных музыкантов в разных стилях, начиная от поп-рока и заканчивая ню-металом. Коммерция поглотила эту нишу музыкальной индустрии уже давно, поэтому ожидать каких-то шедевров и гениальных нестандартных ходов от альтернативных проектов не приходится. Все идут по проторенной дорожке, а не любители экспериментов уходят в инди.
Российская группа Uratsakidogi существует на самом деле уже давно. Первый альбом вышел в 2003 году. Но до 2017 года проект играл такую себе стёбную смесь из ска-панка, хардкора, металкора (и других коров) и фолк-элементов. Сами они называют свой стиль "пазор-метал" и "абсурд-рок", что имеет смысл. Но в 2017 году вышла кассета со сплитом из 4х групп, на которой Uratsakidogi выпустили довольно необычный материал, сочетающий блэкгейз и хип-хоп. За этой композицией последовал полноформатный альбом, выполненный целиком в таком стиле. Получился такой себе стёб над блэк-металом, который понравится и любителям самого блэк-метала, с пафосной русскоязычной лирикой с матами. Не думаю, что ещё один альбом в таком стиле зайдёт, но это творение получилось очень классно. Врядли его оценят в полной мере те, кто не был блэк-металистом в стране пост-советского пространства в 2000х или раньше. Также были сняты несколько малобюджетных клипов, где под блэкгейз чуваки в "адидасах" и в корпспэйнте читают рэп. Я думаю, что лучше один раз увидеть и услышать, чем сто раз прочитать.
Ventino “Ventino” (pop | Colombia, Sony Music)
Колумбийский вариант Spice Girls образовался в 2016 году, хотя реально они начали музыкальную карьеру со своим материалом гораздо позже. Поначалу друзья по колледжу исполняли и записывали разные кавер-версии своих любимых известных поп-исполнителей, как Sia, Rihanna, Adele, Beyonce и других, и выкладывали клипы в сеть. У пяти участниц были хорошие разные вокалы, которые вместе звучали очень гармонично. Их заметили продюсеры и дали шанс, договорившись с Sony Music. Пробой пера стали рождественские песни на испанском в первой работе, которая стала по сути сборником. Всё это время девушки продолжали работать над дебютным материалом собственного сочинения. Дебютный альбом "Ventino" вышел в 2018 году на Sony Music. Это классический латино-поп на испанском языке. Ничего прям сверхнеобычного нет, но испанский язык придаёт магии, разные классно сочетающиеся вокалы звучат прекрасно, а цепляющие песни как-то лягли на ухо. На альбоме есть как ритмичные танцевальные песни, так и дежурные медляки в лучших традициях поп-музыки. Хорошая работа милых колумбийских девушек, которые по сути исполнили свою мечту стать звёздами.
Не смотря на то, что проект Ventino звучит неплохо, поп-культура образца конца 90х/начала нулевых уже давно приелась и надоела всем. Индикатором этого является, как это не банально звучит, конкурс песни Евровидение. Если в начале 2000х там были поп-проекты и ничего больше, то за последние несколько лет на Евровидении можно было услышать рок, метал, инди, альтернативу, трип-хоп, синт-рок и другие стили, которых там раньше не было или были в минимальном количестве. В поп-культуре набрал обороты хип-хоп с вариациями на тему трэпа, рэпа и лаунджа, причём преимущественно на локальном языке в каждой стране. В целом поп-культура, как поп-культура. Ничего нового. То, что пипл хавает, другой пипл продаёт. А продать можно даже жёсткий метал, если его будут покупать.
Vivienne Mort “Досвід” (indierock | Ukraine, Квадро Диск Україна)
Проект Vivienne Mort был образован Даниэлой в 2007 году. Были записаны несколько песен, а в 2010 году вышел мини-альбом. Первая полноформатная работа вышла только в 2013 году. Альбом "Досвiд" является только второй полноформатной работой Даниэлы. Этот альбом можно назвать как минимум самым успешным. После его издания проект поехал в тур по Украине, выступил в Костёле Святого Николая в Киеве, побывал на мультижанровом фестивале Zaxid Fest (наряду с такими мировыми именами как Apocalyptica, Cradle of Filth, Lacuna Coil, Gogol Bordello и другими). Плюс музыка Vivienne Mort была использована в качестве основы театральной постановки. "Досвiд" это лирическая поэма о жизни, смерти, разлуке... Vivienne Mort - это индирок, в котором отсутствуют гитары, a одну из основных ролей в звучании занимает фортепиано. Лирика на украинском языке и красивый голос Даниэлы делают этот альбом-размышление очень запоминающимся. Для тех, кто понимает украинский, будет приятно слышать не только вокал украинки, но и хорошую небанальную лирику. Альбом понравится тем, кто любит неоклассические опусы ранних Fleur, polnalyubvi и подобных исполнителей. Остальным, видимо, можно проходить мимо.
Winter “Ethereality” (indierock, shoegaze, dreampop | USA, Everything Blue Records)
Проект Winter назван по фамилии её основателя и главной составляющей Самиры Уинтер. Самира родилась в Бразилии, но в определённый момент переехала для учёбы в США, где и собрала проект Winter в 2012 году. В 2015 вышел её первый альбом, потом последовала совместная работа с американским проектом Triptides, а в 2018 году последовала вторая работа. Лёгкий воздушный индирок с женским вокалом и чёткими и ясными элементами и атмосферой дримпоп. Именно так можно описать музыку Winter. Это очень светлая и добрая музыка. Не загадочная, не мистичная, не обволакивающая. И казалось бы, что там нет ничего такого, что может зацепить, но “Ethereality” цепляет именно своей наивностью, простотой, добротой и ненавязчивостью. Я не тёмный, я светлый. Милая мелодичная работа.
Сама инди-сцена в последние несколько лет развернулась не на шутку. Если ото всей поп-культуры несёт коммерцией и инкубаторностью, то в инди-сцене музыкантов не так настойчиво заставляют подстраивать звук и материал под "пипл хавает", поэтому индивидуальность проектов всё же чувствуется, не смотря на то, что по сути инди-стили уже не совсем "инди", как это изначально было вложено в название. Часть инди-музыкантов уже стали популярными и стоят одной ногой в инди-тусовке, помня, откуда они пришли, а второй ногой покоряют большой шоу-бизнес (ногой? покоряют? ну, ладно). И если кто-то устал от готики, индастриала и синти, то он может легко найти интересные и самобытные проекты в разнообразных стилях инди. Там их достаточно. И некоторые популярные масштабные фестивали мира - украинский Atlas Weekend, венгерский Sziget, американский Coachella и другие - позиционируют себя именно как инди-фестивали, хотя там далеко не только инди-исполнители.
Yylva “The Wood Beyond the World” (atmospheric black metal, pagan folk | UK, Self-Released)
Британский проект Yylva является сольным детищем вокалистки и автора песен дум-метал группы Edenfall Клэр Уэбстер. В 2016 году Клэр записала акустический кавер на композицию известного норвежского проекта Bathory. С этого и началась история Yylva. Музыка сочинялась с одной стороны под влиянием музыки блэк-метал коллективов Borknagar и Emperor, а с другой стороны Клэр является поклонницей фолкового творчества, в частности Wardrunna и Omnia и этериальной музыки Dead Can Dance. Все эти направления отобразились в творчестве. Атмосферные тягучие блэк-метал опусы с ярковыраженными клавишными партиями сменяются ударной волной более классического блэк-метала и внезапно уходят в акустический фортепианно-гитарный звук. Гитарные композиции разбавлены красивыми фолковыми, а великолепный чистый воздушный вокал Клэр переплетается с блэковым скримингом. "The Wood Beyond the World" является дебютной сольной работой Клэр, которая получилась очень разнообразной и сильной.
Этот релиз является единственным метал-релизом в моём списке. Когда-то я слушал метал, и релизы, подобные Yylva, были у меня "настольными" и самыми любимыми, наверное. В 2018 году я ознакомился с достаточным количеством релизов метала, чтобы понять, что тенденции и общая направленность ушли в коммерцию, самоповторы, плагиат, банальную вкусовщину или просто стёб. Из всех релизов метала, которые я включал, уху было не за что зацепиться. Может, это, конечно, совпадение и не очень удачный год, но причина, по которой я перестал слушал метал, всё ещё актуальна и через почти 20 лет. Релизы, подобные Yylva, теперешней метал-тусовкой воспринимаются прохладно и без шумихи. Выйди подобный материал в 1997, к примеру, все бы взахлёб говорили о гениальности и непревзойдённости исполнителя, о разнообразии и гармонии. Может, я, конечно, не всё знаю и уж точно не слушал прям все альбомы атмосферного блэк-метала, а забегая немного вперёд, скажу, что в подобном списке за 2019 год метал-релизов будет, по всей видимости, немного больше, но как-то всё печально совсем. Перенасыщение сцены, наверно. Хотя факторов много и разбирать все, если и надо, то не в это время и не в этом месте. И не с таким количеством прослушанного. 99.9% метала, что я слушал, ни вызывают никаких эмоций. Даже ностальгии по дням минувшим. Yylva - очень приятное исключение.
Frayle “The White Witch (EP)” (doom-metal, stoner rock | USA, Lay Bare Recordings)
Насчёт единственного метал-релиза в списке я, видимо, погорячился немного, но это не меняет ситуации. Frayle - американский дуэт Шона и Гуин, образовавшийся в 2017 году в Кливленде. Позже к ним присоединились и другие музыканты. Американцы решили не ограничиваться "тяжёлой музыкой" и сделать такое звучание, которого не было. Утверждение, конечно, спорное, но получился очень интересный материал в сочетании дум-метала и стоунер-рока с влиянием музыки не из метал-сцены. Кавер-версия на Portishead вполне так намекает, откуда растут ноги (или уши) у авторов при упоминании расширения рамок тяжёлой музыки. Со слов главных во Frayle на их музыку очень сильно повлияли не только Portishead, но и Kyuss, Massive Attack и Челси Вулф. И это действительно слышно. Классный отлично вплетённый в подобный стиль вокал Гуин очень впечатляет. Общая атмосфера получилась очень классной. Тягучий дум, переплетённый с более ритмичным стоунером завлекает. Пока это только мини-альбом. Полноформатное творение американцы обещают в 2020.
Human “Body + Soul (EP)” (pop, indiepop | New Zealand, JS Music Productions)
Кто вообще в наше время так называет проект и вот так - альбом?! Риторический вопрос. В общем, проект из Новой Зеландии образовался когда-то и выпустил что-то. Другой информации о нём не так много, хотя страница в Фейсбук всё же нашлась. Там написано, что музыканты играют ретро альтернативный поп, что в целом соответствует действительности. Лёгкая воздушная музыка с женским вокалом, пронизанная атмосферой 80х. Я мог бы написать своё полотно из кучи букв, но того, что написали сами музыканты в их профиле, вполне достаточно. "Мы перенесём вас в то время, когда музыка вибрировала, мобильные телефоны были размером с кирпич, а мода была яркой и пёстрой". Не знаю, как остальные, а меня творчество Human вполне туда перенесло. Хороший инди, перекликающийся с ретровейвом и дримпопом.
Дебютный мини-альбом американского проекта, в музыке которого за основу взят брейкбит, а на него накручены сайберсинт, техно и эстетика киберпанка. Инструментальные композиции, которые звучать очень зажигательно, мощно и не похоже на другие проекты стиля брейкбит. Отличное начало интересного проекта. Надеюсь, что музыканты не отойдут от такого стиля в какую-либо сторону. С одной стороны звук у них получился плотным и насыщенным, а с другой - всё сделано просто и со вкусом.
Ruelle “Emerge (EP)” (ambient, downtempo | USA, Self-Released)
Волшебный электронный эмбиент с прекрасным вокалом инди-певицы Мэгги Экфорд в "кинематиграфическом" мини-сборнике "Emerge". В некоторых трэках вполне уместно провести параллели с Conjure One. Если кто-то вдруг не хочет слушать воздушные а-ля интро, советую начать сразу с третьей композиции. Этот релиз является уже не первым в дискографии. Я бы не сказал, что он продолжает стилистическую направленность предыдущих работ певицы. Вообще Мэгги исполняет индипоп с эмбиентом. Её вокал, если взять отдельно от музыки, не прям уже сильно уникальный и мощный, однако идеально ложится именно на тот эмбиент, который представлен на этом мини-альбоме. Очень хорошая работа. В 2019 году у Ruelle вышел ещё как минимум один мини-альбом. Уже в предвкушении.
Sevdaliza “The Calling (EP)” (trip-hop | The Netherlands, Music on Vinyl)
Севда Ализаде родилась в Иране, но музыкально сложилась и выросла в Нидерландах, куда переехала ребёнком. Дебютныe записи Sevdaliza появились в 2014, когда ей уже было 27, а первый альбом девушка выпустила в 2017 году. Ализаде пишет атмосферный трип-хоп с сэмплами скрипки и оркестровыми вставками. Также иранская голландка и поёт, а поёт очень даже неплохо, отлично используя свои вокальные способности, чтобы добавить объёмности её музыкальному полотну. Очень интересная качественная и хорошая работа. Альбом 2017 тоже хорош. Вообще, когда я писал этот очерк, зашёл почитать о ней и нашёл интересные факты. У меня никогда не было дикого обсессивного стремления знакомиться, болтать и тусить с музыкантами. Когда получается, отлично и приятно, но после некоторых вхлам пьяных индивидуумов (оставлю за кадром имена "звёзд", а их достаточно), тяга к подобным действиям не возникает. Севда такое желание вызвала. И не потому что она красивая привлекательная девушка. В возрасте 16 лет она играла за сборную Нидерландов по баскетболу (я боюсь представить её рост), получила магистра по бизнес-коммуникациям (не в 16 лет, конечно, а позже) и говорит на пяти языках. Всегда привлекали столь разносторонние личности. Да. Минутка личных мыслей. Мини-альбом "The Calling" звучит в стиле трип-хоп с вариациями на электронные стили c некоторой долей экспериментов. Хороший релиз, талантливая девушка. Буду следить за ней дальше.
Теперь главу 2018 года можно закрыть окончательно. Надеюсь не слишком загрузил неформатом. Слушайте музыку. Следующая порция топов в начале 2019.